Ali

Carpets

Ковры и ковровые изделия. Шерсть и шелк. Ручная работа.

ГлавнаяНовостиКаталогИнформацияКонтакты

Ковры и ковровые изделия. Шерсть и шелк. Ручная работа

Афганские ковры...

 

Традиции афганского ковроткачества имеют длинную историю, его корни теряются в далеком прошлом. Искусство изготовления афганских ковров передается из поколения в поколение. Первоначально ковры ткали кочевники, но в настоящее время кочевые племена осели в деревнях — каждый мастер владеет своим собственным ткацким станком и собственноручно готовит сырье для будущего ковра. Правда, некоторые ковры, особенно в западной части Афганистана, до сих пор изготавливаются несколькими кочевыми племенами.

Афганские ковры традиционно ткут в северных и западных провинциях страны. В производстве ковров местные ткачи достигли высокого мастерства и совершенства. Пряжу для ковров получают из шерсти кандагарских овец, пасущихся в горах Афганистана. Длинная шелковистая шерсть этих овец лучше всего подходит для производства ковров.

Кроме шелковых ковров, все плетеные ковры изготавливаются на тканевой основе из шерстяной пряжи (основа и уток). Ковры тонкой работы плетутся иногда с использованием шелковых нитей основы и шелковых уточных нитей. Чисто шелковые маленькие коврики - большей частью кабульские - достигают плотности плетения до 750.000 узелков на м 2.

Ковры из разных провинций отличаются цветовой гаммой и орнаментами.

В Кундузе и в Мазари-Шарифе ткут благороднейшие ковры «Парда», где преобладают все оттенки красного с узорами глубокого индиго, белого и оранжевого. В Мазари-Шарифе также ткут одноименные ковры с традиционными узорчатыми лентами из геометрических фигур.

В Кундузе популярны афганские ковры «Безехери», где центральное поле светло-красное, а узор темно-красный и оранжевый с синими, зелеными, белыми или черными цветовыми гранями.

В Фарябе, Карамкуле и Даулатабаде изготавливают ковры «Алтиболак», где для контраста добавляют коричневую верблюжью шерсть к овечьей. Алтиболак – это деревня в районе Андкхой (провинция Фаряб). Алтиболак также известен такими предметами, как Jowals и Khorgins. Число узлов составляет от 200 000 до 300 000 на кв.м.

Афганские ковры «Андкхой» Ковры Андкхой исконно ткались в основном различными подгруппами народа Эрази. Используется каракулевая шерсть, частично натурального цвета, частично окрашенная. Ковры имеют более насыщенный орнамент, чем ковры Даулатабад и Алтиболак. Наряду с тардиционными мотивами, такими как узоры Акхал и Маури, в коврах Андкхой используется целый ряд других элементов орнамента. Центральное поле на коврах Андкхой преимущественно красное, также существуют ковры с темно-синим центральным полем. Ковры Андкхой состаляют почти 12-15% афганского экспорта ковров. Их плотность узлов достигает 150 000 – 270 000 на кв.м.

В провинции Саманган и Кундуз производят афганские ковры «Ахча» с красным рисунком и светло-коричневым, золотисто-желтым или темно-синим центральным полем. Ковры «Ахча» составляют почти третью часть всего афганского экспорта. Они ткутся народом Эрази в 2 провинциях: Саманган и Кундуз. Для всех этих ковров используется каракулевая шерсть, которая окрашивается в оттенки красного, коричневого, индиго и черного цветов. Обычно ковры «Ахча» красные, иногда по особому желанию клиентов делаются в других тонах, так например, центральное поле делают в цветовой гамме от светло-коричневых до золотисто-желтых оттенков или также с темно-синим центральным поем и светло-желтым узором. Ковры имеют плотность узлов 150 000 – 240 000 на кв.м

Наряду с коврами «Ахча» в Кундузе (восточная провинция Афганистана, производящая ковры), ткутся также различные узоры «Безехери». К этим распространенным мотивам относятся ряды стилизованных цветов или шестиугольников в виде цветков на центральном поле, которые идут вместе по центру и обрамляются украшенными крючками и узором в виде бараньих рогов. Центральное поле обычно светло-красное, узор темно-красный и оранжевый с синими, зелеными, белыми или черными цветовыми гранями (оконтовка), чтобы лучше выделялись детали.

Высококачественные мягкие афганские ковры «Чуби » ткут в центральных провинциях и в крупных городах, в том числе в Кабуле. Для них характерны растительные орнаменты без явных этнических мотивов и мягкие оттенки.

Афганские ковры «Чоби» имеют высокие эксплуатационные характеристики, хотя у них невысокая плотность узлов из-за использования нитей веретеной (домашней) крутки. В этих коврах соблюдены старинные проверенные веками технологии окрашивания ниток в натуральные красители, вследствие чего, ковры «Чоби» не боятся современных методов химчистки . Афганские ковры «Чоби» из-за отсутствия явной этнических мотивов в орнаменте прекрасно вписываются в интерьеры разных стилей. На протяжении последних 30 лет в Кабуле и других больших городах возникли хорошо оснащенные мануфактуры, на которых ковры ткутся под контролем мастеров-ремесленников, где используются первоклассное сырье и натуральные природные красители.

 

Индийские ковры...

Говорят, что в Индию искусство ковроткачества принесли с собою персы, бежавшие из своей страны. Особую лепту в популяризацию ковров на Субконтиненте внесла династия Великих Моголов. Отличительная особенность индийских ковров — обилие зелёного цвета, который практически не встречается в восточных коврах, хотя и считается священным цветом Ислама. Жители горных районов Индии начали ткать ковры задолго до прихода мусульман на Субконтинент, поэтому зелёный, часто использующийся в индийских коврах, наделён каким-то особым смыслом.

Самые знаменитые ковры Индии родом из горной страны Кашмир, которая много лет упорно борется за свою независимость и от Индии, и от Пакистана, но официально является индийским штатом. Именно Моголы, для которых обилие ковров в домах являлось обязательным, выбрали столицу Кашмира, город Шринагар, своей летней резиденцией, разбив здесь удивительной красоты розовые сады с мраморными павильонами. Они и научили гордых кашмирцев прясть ковры на персидский манер.

Другая, не менее славная версия повествует о том, что история кашмирских ковров началась с сына царя Скиандара Шах-а-Хана, который, вернувшись из плена в Самарканде, привез с собой на родину любовь к красивым коврам Востока. Он основал питомник для разведения тутового шелкопряда и всячески старался заполучить лучших персидских мастеров, которые и начали обучать кашмирцев премудростям завязывания узелков. За свои заслуги он получил прозвище «Агбар из Кашмира» («Великий кашмирец»).

Как бы там ни было, а ковры в Кашмире плетут отменные: гармоничные, цветистые и невероятно приятные и глазу, и сердцу. Часто они продаются под именем «шринагара», в честь столицы гордого Кашмира.

Кашмирские мастера обладают удивительным чувством цвета и смешивают в своих коврах десятки оттенков. В орнаментах широко используются образы животных и птиц, которые делают ковры «говорящими», символизируют свободу души, мысли и слова. Такие ковры называются «фигуральными». Часто кашмирцы вплетают в узор и знаменитые «турецкие огурцы», порой достигающие гигантских размеров.

Любой фигуральный ковер преисполнен глубокого смысла. Например, птица символизирует человеческую душу, поднимающуюся в небеса; бегущий олень — человеческую свободу, а хищник — могущество, дисциплину и порядок. Композиция в целом полна философии — человеческая душа, подкрёпленная могуществом порядка, подчиняющим внутреннюю свободу дисциплине, в конце концов достигает небесного познания.

Именно в Кашмире делают ковры с полудрагоценными и драгоценными камнями. Их плетут только на заказ, и стоит такой ковёр целое состояние. Порой на «полудрагоценном» ковре размещают камней общей стоимостью в несколько тысяч долларов. По таким коврам, конечно, не ходят, а бережно покрывают ими столы, полки и сундуки.

Уникальные ковры производят в городке Мирзапур: их мотив под названием «мир-и-ботег» изображает пламя. Такие ковры ткут в сектах почитателей огня, которые и поныне существуют в Индии.

Причиной того, что в Индии появились «индо-кешаны», «индо-кирманы», «индо-исфаханы» и прочие проперсидские ковровые изделия, стала старая караванная дорога, по которой товары из Тегерана через Персию и Пакистан доставлялись в Индию. Местные ковроделы позаимствовали у персов мотивы оформления и стали делать ковры, внешне ничем не отличающиеся от персидских аналогов, но значительно уступающие в качестве.

Производство красивых ковров с нежным цветочным орнаментом, известных в мире как «американский сарук», было поставлено на поток в начале XX века. Тогда европейцы спешно основывали в Индии мануфактуры, чтобы, с одной стороны, «насытить» американский рынок, а с другой — помочь персам справиться со шквалом заказов. В основных производственных центрах — Амристаре и Агре — до сих пор существуют немногочисленные ковровые мануфактуры. Кстати, именно Агра когда-то была столицей Персидского царства, но ковроткачество здесь было практически утрачено после падения династии Моголов.

Шерстяные ковры, шелковые ковры, шерстяные ковры ручной работы, шелковые ковры ручной работы, афганские ковры, индийские ковры, ковры чуби
 

(с) 2009 www.alicar.ru