Афганские ковры...
Традиции афганского ковроткачества имеют длинную историю, его
корни теряются в далеком прошлом. Искусство изготовления афганских
ковров передается из поколения в поколение. Первоначально ковры
ткали кочевники, но в настоящее время кочевые племена осели в
деревнях — каждый мастер владеет своим собственным ткацким станком и
собственноручно готовит сырье для будущего ковра. Правда, некоторые
ковры, особенно в западной части Афганистана, до сих пор
изготавливаются несколькими кочевыми племенами.
Афганские ковры традиционно ткут в северных и западных
провинциях страны. В производстве ковров местные ткачи достигли
высокого мастерства и совершенства. Пряжу для ковров получают из
шерсти кандагарских овец, пасущихся в горах Афганистана. Длинная
шелковистая шерсть этих овец лучше всего подходит для производства
ковров.
Кроме шелковых ковров, все плетеные ковры изготавливаются на
тканевой основе из шерстяной пряжи (основа и уток). Ковры тонкой
работы плетутся иногда с использованием шелковых нитей основы и
шелковых уточных нитей. Чисто шелковые маленькие коврики - большей
частью кабульские - достигают плотности плетения до 750.000 узелков
на м 2.
Ковры из разных провинций отличаются цветовой гаммой и
орнаментами.
В Кундузе и в Мазари-Шарифе ткут благороднейшие ковры «Парда»,
где преобладают все оттенки красного с узорами глубокого индиго,
белого и оранжевого. В Мазари-Шарифе также ткут одноименные ковры с
традиционными узорчатыми лентами из геометрических фигур.
В Кундузе популярны афганские ковры «Безехери», где
центральное поле светло-красное, а узор темно-красный и оранжевый с
синими, зелеными, белыми или черными цветовыми гранями.
В Фарябе, Карамкуле и Даулатабаде изготавливают ковры «Алтиболак»,
где для контраста добавляют коричневую верблюжью шерсть к овечьей.
Алтиболак – это деревня в районе Андкхой (провинция Фаряб). Алтиболак также известен такими предметами,
как Jowals и Khorgins. Число узлов составляет от 200 000 до 300 000
на кв.м.
Афганские ковры «Андкхой» Ковры Андкхой исконно ткались в
основном различными подгруппами народа Эрази. Используется
каракулевая шерсть, частично натурального цвета, частично
окрашенная. Ковры имеют более насыщенный орнамент, чем ковры
Даулатабад и Алтиболак. Наряду с тардиционными мотивами, такими как
узоры Акхал и Маури, в коврах Андкхой используется целый ряд других
элементов орнамента. Центральное поле на коврах Андкхой преимущественно красное, также
существуют ковры с темно-синим центральным полем. Ковры Андкхой
состаляют почти 12-15% афганского экспорта ковров. Их плотность
узлов достигает 150 000 – 270 000 на кв.м.
В провинции Саманган и Кундуз производят афганские ковры
«Ахча» с красным рисунком и светло-коричневым, золотисто-желтым или
темно-синим центральным полем. Ковры «Ахча» составляют почти третью часть всего афганского
экспорта. Они ткутся народом Эрази в 2 провинциях: Саманган и Кундуз.
Для всех этих ковров используется каракулевая шерсть, которая
окрашивается в оттенки красного, коричневого, индиго и черного
цветов. Обычно ковры «Ахча» красные, иногда по особому желанию
клиентов делаются в других тонах, так например, центральное поле
делают в цветовой гамме от светло-коричневых до золотисто-желтых
оттенков или также с темно-синим центральным поем и светло-желтым
узором. Ковры имеют плотность узлов 150 000 – 240 000 на кв.м
Наряду с коврами «Ахча» в Кундузе (восточная провинция
Афганистана, производящая ковры), ткутся также различные узоры «Безехери».
К этим распространенным мотивам относятся ряды стилизованных цветов
или шестиугольников в виде цветков на центральном поле, которые идут
вместе по центру и обрамляются украшенными крючками и узором в виде
бараньих рогов. Центральное поле обычно светло-красное, узор
темно-красный и оранжевый с синими, зелеными, белыми или черными
цветовыми гранями (оконтовка), чтобы лучше выделялись детали.
Высококачественные мягкие афганские ковры «Чуби » ткут в
центральных провинциях и в крупных городах, в том числе в Кабуле.
Для них характерны растительные орнаменты без явных этнических
мотивов и мягкие оттенки.
Афганские ковры «Чоби» имеют высокие эксплуатационные
характеристики, хотя у них невысокая плотность узлов из-за
использования нитей веретеной (домашней) крутки. В этих коврах
соблюдены старинные проверенные веками технологии окрашивания ниток
в натуральные красители, вследствие чего, ковры «Чоби» не боятся
современных методов химчистки . Афганские ковры «Чоби» из-за
отсутствия явной этнических мотивов в орнаменте прекрасно
вписываются в интерьеры разных стилей. На протяжении последних 30
лет в Кабуле и других больших городах возникли хорошо оснащенные
мануфактуры, на которых ковры ткутся под контролем
мастеров-ремесленников, где используются первоклассное сырье и
натуральные природные красители.
Индийские ковры...
Говорят, что в Индию искусство ковроткачества принесли с собою
персы, бежавшие из своей страны. Особую лепту в популяризацию ковров
на Субконтиненте внесла династия Великих Моголов. Отличительная
особенность индийских ковров — обилие зелёного цвета, который
практически не встречается в восточных коврах, хотя и считается
священным цветом Ислама. Жители горных районов Индии начали ткать
ковры задолго до прихода мусульман на Субконтинент, поэтому зелёный,
часто использующийся в индийских коврах, наделён каким-то особым
смыслом.
Самые знаменитые ковры Индии родом из горной страны Кашмир,
которая много лет упорно борется за свою независимость и от Индии, и
от Пакистана, но официально является индийским штатом. Именно Моголы,
для которых обилие ковров в домах являлось обязательным, выбрали
столицу Кашмира, город Шринагар, своей летней резиденцией, разбив
здесь удивительной красоты розовые сады с мраморными павильонами.
Они и научили гордых кашмирцев прясть ковры на персидский манер.
Другая, не менее славная версия повествует о том, что история
кашмирских ковров началась с сына царя Скиандара Шах-а-Хана, который,
вернувшись из плена в Самарканде, привез с собой на родину любовь к
красивым коврам Востока. Он основал питомник для разведения тутового
шелкопряда и всячески старался заполучить лучших персидских мастеров,
которые и начали обучать кашмирцев премудростям завязывания узелков.
За свои заслуги он получил прозвище «Агбар из Кашмира» («Великий
кашмирец»).
Как бы там ни было, а ковры в Кашмире плетут отменные:
гармоничные, цветистые и невероятно приятные и глазу, и сердцу.
Часто они продаются под именем «шринагара», в честь столицы гордого
Кашмира.
Кашмирские мастера обладают удивительным чувством цвета и
смешивают в своих коврах десятки оттенков. В орнаментах широко
используются образы животных и птиц, которые делают ковры «говорящими»,
символизируют свободу души, мысли и слова. Такие ковры называются «фигуральными».
Часто кашмирцы вплетают в узор и знаменитые «турецкие огурцы», порой
достигающие гигантских размеров.
Любой фигуральный ковер преисполнен глубокого смысла. Например,
птица символизирует человеческую душу, поднимающуюся в небеса;
бегущий олень — человеческую свободу, а хищник — могущество,
дисциплину и порядок. Композиция в целом полна философии —
человеческая душа, подкрёпленная могуществом порядка, подчиняющим
внутреннюю свободу дисциплине, в конце концов достигает небесного
познания.
Именно в Кашмире делают ковры с полудрагоценными и
драгоценными камнями. Их плетут только на заказ, и стоит такой ковёр
целое состояние. Порой на «полудрагоценном» ковре размещают камней
общей стоимостью в несколько тысяч долларов. По таким коврам,
конечно, не ходят, а бережно покрывают ими столы, полки и сундуки.
Уникальные ковры производят в городке Мирзапур: их мотив под
названием «мир-и-ботег» изображает пламя. Такие ковры ткут в сектах
почитателей огня, которые и поныне существуют в Индии.
Причиной того, что в Индии появились «индо-кешаны», «индо-кирманы»,
«индо-исфаханы» и прочие проперсидские ковровые изделия, стала
старая караванная дорога, по которой товары из Тегерана через Персию
и Пакистан доставлялись в Индию. Местные ковроделы позаимствовали у
персов мотивы оформления и стали делать ковры, внешне ничем не
отличающиеся от персидских аналогов, но значительно уступающие в
качестве.
Производство красивых ковров с нежным цветочным орнаментом,
известных в мире как «американский сарук», было поставлено на поток
в начале XX века. Тогда европейцы спешно основывали в Индии
мануфактуры, чтобы, с одной стороны, «насытить» американский рынок,
а с другой — помочь персам справиться со шквалом заказов. В основных
производственных центрах — Амристаре и Агре — до сих пор существуют
немногочисленные ковровые мануфактуры. Кстати, именно Агра когда-то
была столицей Персидского царства, но ковроткачество здесь было
практически утрачено после падения династии Моголов.
|